Чертеж планировки

Атриум Вспомогательного корпуса Филиала ГАБТ представляет крытый внутренний двор между соседними строениями. Размеры прямоугольного в плане пола атриума примерно равны 34×12,5 м. Высота зала в левой части атриума (до плоского подвесного потолка) составляет примерно 13,2 м. В центральной части потолка атриума установлен стеклянный фонарь, близкий по форме к ленточному полуцилиндру с радиусом основания около 7 м. Пол зала — шлифованный камень. Боковые кирпичные стены кроме декоративных пристроек имеют окна, выходящие в окружающие атриум строения. Общий воздушный объем полученного таким образом зала — около 7000 м3.

По проектному заданию атриум не имел четкого функционального назначения; предполагалось использовать его для разнообразных разовых мероприятий разного профиля (собрания, шоу-программы, банкеты и т.п.) и как возможную сцену для оригинальных театральных и концертных представлений. Статистически усредненная частотная характеристика времени реверберации пустого зала атриума. Как и атриум Старого Гостиного двора атриум Филиала ГАБТ имеет весьма высокую гулкость звучания, особенно в диапазоне средних частот. Это подтверждается и субъективной оценкой звука в атриуме.

Атриум в музейном комплексе «Царицыно» представляет собой крытый внутренний двор Хлебного Дома между историческими корпусами объекта. Его предполагали использовать в качестве помещения зала многофункционального назначения. «Нижний» объем атриума, находящийся между существующими корпусами, фактически представляет прямоугольный колодец с каменными стенами и остеклением окон. «Верхний» объем I атриума — вновь созданное замкнутое пространство в виде крытой остекленным фонарем галереи, соединяющей крыши зданий. Воздушный объем «колодца» составляет около 5700 м3. При этом площадь внутреннего двора, которую можно использовать при проведении культурно-зрелищных мероприятий, не превышает 250-^300 м2, что значительно ограничивает количество возможных участников при любом варианте эксплуатации будущего зала.

Как показали проведенные расчеты акустики атриума с ограждающими конструкциями зала, соответствующими принятому проекту (стены — камень и остекление окон, потолок-остекленный фонарь, полы — плитка), расчетное время реверберации такого зала будет значительно выше границ зоны оптимумов для любого варианта его эксплуатации, даже для органных исполнений. Так, на низких частотах (125-250 Гц) время реверберации зала будет не менее 3,5 секунд. На средних частотах (5000-2000 Гц) — не менее 4 секунд. И только на высоких частотах (более 2000 Гц) время реверберации начнет постепенно спадать до 3,0 секунд за счет значительного поглощения энергии этих волн в весьма значительном объеме атриума. Известно, что для залов объемом (10н-20) 103 м3 время реверберации для речевых программ не должно и представляющих собой по существу одну из разновидностей штучных (локальных) поглотителей.

Примерная схема конструкции объемного элемента, названного условно «скульптурой». Отдельно стоящие локальные «скульптуры» изготавливают в виде каркаса из легких металлоконструкций (трубок), к которому крепятся звукопоглощающие плиты. Каркас представляет собой платформу-подставку, на которой укреплен несущий стержень (труба). К стержню  крепят направляющие планки  жестко (винтами или методом сварки) или на петлях, дающих возможность перемещать направляющие вверх-вниз и вокруг стержня. К направляющим с двух сторон подвешивают звукопоглощающие панели, например, типа «Экофон».

Читайте также: