Дом с мезонином

Дом с мезонином построен в середине XIX века в стиле классицизма. Здание кирпичное, оштукатурено и окрашено в белый цвет. План неправильной формы, основной объем вытянут по оси восток-запад. Главный (западный) фасад типичен для домов с мезонином. Он имеет симметричную композицию, для которой с севера пристроена фальшивая часть фасада с ложным входом. Он симметричен настоящему входу, расположенному в лестничной пристройке с юга. Объем здания включает первый и подвальный этажи, а также мезонин. Первый этаж и мезонин декорированы пилястрами, причем в первом этаже они имеют высокие пьедесталы, которые приходятся на высоту подвального этажа. Пилястры декорированы филенкой. Мезонин завершен треугольным фронтоном с полукруглым чердачным окном, которое имеет архивольт с замковым камнем. У мезонина имеется балкон, оригинальные ограждение и плита которого не сохранились. Окна прямоугольные. В подвальном этаже они имеют замковые камни веерной формы. В основном этаже и мезонине окна украшены рамочными наличниками и простыми сандриками. Подокнами основного этажа располагаются прямоугольные ниши. Входы (настоящий и ложный) фланкированы рустованными лопатками. Проемы — прямоугольной формы с полукруглым окном над ними.

Главный дом — двухэтажный кирпичный на высоком цоколе. План имеет в целом Г-образную форму с лестничными пристройками. Западный фасад симметричный, расчленен пилястрами. Центральная ось фасада выделена балконом во втором этаже и фигурным ступенчатым аттиком. Входы с круговыми крыльцами расположены в крайних простенках фасада, они акцентированы спаренными пилястрами и аттиками. В уровне первого этажа пилястры имеют прямоугольный руст, во втором этаже они первого этажа главного дома. Венчают фасад карниз и фриз, аналогичные главному дому. Над карнизом находится аттик , барочных форм, имеющий ширину, равную фасаду. Главный дом и магазин соединены трехпролетными воротами, декор которых напоминает главный дом. Проемы имеют лучковые завершения, пилоны ворот акцентированы прямоугольными пинаклями. Вторые трехпролетные ворота между магазином и домом с мезонином решены аналогично, но хуже сохранились. В целом усадьба Симонова наглядно демонстрирует постепенную трансформацию классического стиля архитектуры середины XIX века в направление провинциального модерна с обилием декора и элементами ордерной архитектуры.

Одним из важных с точки зрения силуэта зданий в Миассе была мечеть, считавшаяся наиболее интересной в архитектурном отношении на Южном Урале. В настоящее время сохранился только ее отдельно стоящий минарет. Вот ее описание XIX века: «Магометанская мечеть в Миассе считается од-I ной из лучших в Приуралье. Минарет ее стоит отдельно от мечети, в отличие от обыкновенного типа мечетей, у которых он пристроен всегда к крыше. Поставлен он на четырехгранном основании, над которым высоко поднимается гранитная колонна; наверху колонны круглый балкон, обнесенный решеткой, выше балкона верх колонны заканчивается куполом, на котором водружен высокий острый шпиль, заканчивающийся золотым изображением мусульманского полумесяца».

Отмечает миасскую мечеть и М.А.Круковский: «Главной достопримечательностью Миасса можно считать мусульманскую мечеть, преимущественно ее минарет возвышается над всем заводом. Мечеть спрятана в одной из боковых улиц и стеснена домами, а в сущности следовало бы поставить это красивое здание на самом видном месте. На одной стороне города стоит исполинская ветряная мельница, на другой -заросшее огромными березами кладбище». В настоящее время от мечети сохранился только минарет.

Наиболее характерным примером модерна в Миассе является торговое здание на углу улиц Ленина и Пролетарской. Оно угловое, в плане имеет форму буквы «Г». Угол здания срезан и акцентирован ризалитом, который заканчивается башней, декорированной «под черепицу», и решетчатым гребнем. Пилястры ризалита и второго этажа фасада декорированы лепниной в стиле модерн. Этажи на фасадах разделены широким поясом с нишами. Окна очень широкие прямоугольной формы. Над профилированным карнизом расположены пинакли, а в углах аттики в характерных формах модерна. Между ними проходит решетка.

Таким образом, на примере постепенного формирования ансамбля центра города-завода Миасс можно проследить смену архитектурной стилистики на Южном Урале. Региональная архитектура проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом, но в ряде случаев наблюдалось запаздывание развития новой стилистики. Барочные памятники на Южном Урале единичны, в Миассе таких примеров не сохранилось. С 70-х годов XVIII века на Южном Урале появился классицизм, в произведениях которого долго сохранялись элементы барокко. Из-за удаленности региона стилевая архитектура прививалась постепенно, встречалось смешение классических и фольклорных элементов в декоре.

Читайте также: