Исследование «уникальности» общественного пространства

При исследовании «уникальности» общественного пространства конкретного города, как правило, выявляется несоответствие качественного значения «физических» факторов «уникальности» определенных пространственных элементов с реальным их значением и ролью в общественно-пространственном каркасе города. Это происходит в случае, если пространство характеризуется не только «реальными», но и «виртуальными» факторами «уникальности». Пытаясь объяснить этот феномен, можно предположить, что в основе «виртуальных» факторов все равно лежат «физические», даже физиологические ощущения пространства. Но проходя через призму психологического восприятия человека, объективные факторы становятся субъективными, как например, «чувство пространства» А.И.Некрасова. «Особое место» несет на себе ореол всех воспоминаний, переживаний и других сложных эмоций человека. Если рассматривать «чувство пространства» в масштабе довольно большого человеческого сообщества и учитывать влияние времени, возникает новая характеристика пространства — «память места». При этом можно определить еще один «виртуальный» фактор, влияющий на «уникальность» пространства — символичность пространства. На протяжении времени за определенными участками общественного пространства закрепляется понятие «символа города». Особый смысл качества этих пространств одинаково понятен жителям и гостям города, людям с разным опытом восприятия пространства.

Из чего складывается понятие символичности пространства? В первую очередь следует отметить природную составляющую, которая делает привлекательным, «уникальным» любое поселение. «Природный памятник» — термин, который может быть закреплен за природно-ландшафтными достопримечательностями той или иной местности. Другими составляющими символического фактора, характерными для города и отличающими его от негородского поселения, являются «символ власти», «символ цивилизации», «культурный символ». «Символом власти» являются знаки правящей власти современного и различных исторических периодов; «символ цивилизации» — знаки города, отражающие деятельность, мероприятия научно-производственных и деловых сообществ, I их открытия и достижения за всю историю города; «культурный символ» — знаки города, отражающие деятельность и мероприятия культурных сообществ за всю историю города. Кроме символов официальных городских сообществ существует большое количество знаков, которые обобщаются таким понятием, как «городская память». Знаки, понятные и воспринимаемые каждым без исключения горожанином независимо от принадлежности к тому или другому сообществу, являются «мемориальным символом» города. Он отражает городскую память об исторических событиях различных периодов истории, памятных датах, личностях, традициях города. «…Город — результат духовной и материальной деятельности… в виде конкретного образного явления, развернутого в пространстве и времени. Кактип художественного объекта наиболее близок к городу — эпос. В нем, как и в городе, отражается не столько самопознание художника, сколько самопознание народа».

Таким образом, символичная «уникальность» пространства включает в себя пять составляющих, которые могут иметь разную степень значимости. Городской символ может иметь мировое, региональное, городское, районное и местное значение. Так, например, площадь собора Святого Петра в Риме является культурным символом мирового значения, здание Московского государственного университета является одновременно мировым культурным символом и символом цивилизации, а мемориальная доска в г. Самаре на доме, где во время войны жил Д.Шостакович, является культурным символом местного значения.

Примером «символа города» общественно-пространственного каркаса г. Самары может служить сложное и многообразное пространство Самарской площади, точнее, комплекса нескольких площадей. Появившись однажды на регулярном плане Самары 1853 года, она просуществовала до наших дней. Исторические процессы трансформировали небольшую торговую площадь в многофункциональное, стилистически сложное образование.

В 50-х годах XIX века Торговая площадь представляла  собой пустырь среди хаотичной застройки, которая состояла из простых деревянных изб, огороженных плетнями.

Читайте также: