Этапы формирования строительства

Этапы формирования планировочной структуры малых городов соответствовали основным этапам становления системы расселения региона.

Сооружение городов-крепостей Белгородской черты велось в местах, важных в военно-стратегическом отношении: на крутых берегах рек (Валуйки, Короча, Лебедянь), на низких берегах — у переправ и бродов через малые реки (Острогожск, Усмань); на открытой местности и главных направлениях татарских дорог (Новый Оскол).

Города, как правило, строились по одному плану и имели геометрически правильную форму укрепленной части, за которой располагались слободы «служилых людей» — кузнецов, стрельцов, пушкарей, казаков. До наших дней сохранились названия слобод, окружающих города: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская и т.д.

Следующий этап — формирование административно-хозяйственного типа городов. По указу Екатерины II от 1768 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» для большинства существующих малых городов ЦЧР были разработаны и утверждены генеральные планы.

Утвержденные планы городов имели строго геометрический рисунок. Это могла быть форма, близкая к прямоугольнику (Данков, Кирсанов, Лебедянь, Короча, Обоянь, Новый Оскол, Павловск, Рыльск, Фатеж, Щигры, Усмань) или к квадрату (Бобров, Валуйки, Льгов, Задонск, Острогожск, Моршанск) с равномерно расчлененными кварталами застройки. Среди городов лишь Раненбург и Суджа  получили радиально-кольцевую структуру плана, а Богучар — радиально-лучевую.

«Регулярные» планы второй половины XVIII века для городов Центрального Черноземья явились прогрессивным шагом в развитии их планировочной структуры. Стихийной застройке был придан регулярный характер.

Строительство городов осуществлялось строго по утвержденным проектам, что подтверждает сравнительный анализ с современными планами.

В годы социалистической индустриализации надежную экономическую базу получили города, расположенные в непосредственной близости от областных центров. В то же время многие «периферийные» города остались в стороне от промышленного развития. Это привело к экономической отсталости ряда малых городов, что сказалось на их архитектурно-градостроительной культуре.

В последнее время много говорится о глобализации процессов в современной культуре, в том числе и архитектуре, являющейся ее составной частью. Все актуальнее становятся творческие поиски архитекторов в создании современных произведений на основе традиций и новаторства. Архитектурно-градостроительное наследие региона влияет на принятие градостроительных решений, направленных на сохранение своеобразия уникального исторического облика поселений.

 

 

 

На территории Воронежской области находятся шесть малых и средних городов, официально имеющих почетный статус «исторических»: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Новохоперск, Павловск и Острогожск. С течением времени наблюдался территориальный рост, увеличивалась численность жителей, но главное — за прошедшие века многократно изменялся их облик, менялись архитектурные формы. Можно найти что-то константное в историко-культурной среде, но есть и существенные различия, связанные с историческими ландшафтами, среди которых находятся поселения с традициями и обычаями основного населения. И сегодня каждый из них интересен по-своему. У каждого свое лицо, свой характер, свои достопримечательности, свои героические страницы. Перед человеком, впервые попадающим в них, города постепенно, понемногу раскрывают душу, сквозь ткань современного бытия явственно проступает лик истории, сохраненный в памяти и творениях рук человеческих. Поэтому все реконструктивные мероприятия, предлагаемые зодчими, особенно в центральных районах этих городов, максимально учитывают их историко-культурный потенциал. Примеры предложений качественного развития территорий малых городов.

Читайте также: