Планировочные решения

Во второй половине XIX — начале XX века значительно изменилась стилистика городской архитектуры. Развитие русской художественной культуры в 1830-1850-х годах сопровождалось обостренным вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности ее древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре конца XIX- начала XX века прежде всего русско-византийского и неорусского стилей. На Южном Урале черты историзма появились позже, чем в центральной России, в конце 1850 — начале 1860-х годов.

Сохранилась архивная фотография Миасской часовни, построенной в 1866 году в русско-византийском стиле. Это было небольшое квадратное в плане сооружение с шатровым завершением, на котором находилась небольшая луковка на высоком граненом барабане. Основание шатра было декорировано крупными перспективными килевидными кокошниками — по три с каждой стороны. Эти кокошники были отрезаны от основного объема сильно выступающим профилированным карнизом с сухариками. Все фасады, кроме алтарного с апсидой, имели одинаковое оформление. В центре находился дверной проем с полуциркульным арочным завершением. Часть фасада, расположенная ниже пяты этой арки, имела рустовку. Верхняя часть фасада была украшена профилированным архивольтом и двумя фигурными нишами по его сторонам. Эти фасады использовали мотив римской триумфальной арки. В рустованных пилонах находились высокие плоские ниши с полуциркульным профилированным завершением. Профилированный архивольт этих арок упирался в горизонтальную тягу, опоясывающую весь кубообразный объем.

Другой Миасский памятник русско-византийского стиля — церковь Александра Невского. В настоящее время она тоже разрушена, но сохранились архивные фотографии, по которым можно воестановить ее облик. Это был пятиглавый храм с выступающим входным приделом. Основной четверик был увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры являлись одновременно колокольнями. Центральный шатер был значительно крупнее, имел многогранную форму и цилиндрический световой барабан. Окна барабана — с профилированными архивольтами, которые имели килевидное завершение. Главка, венчающая шатер, находилась на высоком граненом барабане, основание которого было декорировано кокошниками. Угловые шатры-колокольни имели четырехгранную форму с люкарнами. Основание шатров, квадратное в плане, было прорезано широкими проемами звона с полуциркульным завершением. Проемы фланкированы пилястрами, на которые опирались профилированные архивольты с килевидными завершениями. Фасады основного четверика церкви имели широкие центральные ризалиты, которые оформлены высокой накладной перспективной аркой с килевидным завершением. Арка опиралась на пилястры, декорированные нишами. Внутри арки располагалось высокое окно с полуциркульным завершением. Под этими окнами находились боковые входы, оформленные кокошником с килевидным завершением. Боковые простенки фасадов были декорированы пилястрами по углам и кокошниками с килевидным завершением. Под кокошниками проходил карниз и лента накладного орнамента из арок. В простенках находились небольшие окна с полуциркульным завершением. Аналогично был оформлен входной придел с западным входом.

Читайте также: