Анализ воды

Проектирование промышленных объектов

Регулярные приемы формирования градостроительных ансамблей (а тем более симметричные градостроительные композиции) не были характерны для стыковых и предзаводских зон городов региона вплоть до конца 1930-х годов. Эти пространства формировались даже не по принципу заранее спроектированного несимметричного динамического равновесия, а на основе стихийности развития. Такое отличие этих пространств от композиционно продуманных и относительно завершенных градостроительных ансамблей традиционных исторических городов дает возможность рассматривать их как «развивающиеся во времени». Их архитектурно-пространственная композиция не статична, имеет возможности постоянного совершенствования, развития в условиях меняющихся во времени градостроительных, архитектурных и функциональных тенденций. Причем на каждом этапе развития они могут представлять собой композиционно целостные образования.

Начиная с 1860-х годов селитебная застройка исторических промышленных городов, не имевших разработанных генеральных планов, основывалась на принципах массового жилищного строительства и получала регулярные планировочные и композиционные решения. Здесь можно привести ряд таких примеров. Это застройка старой и новой частей Гусь-Хрустального с регулярными площадями, в центрах которых поставлены храмы, причем в новой части великолепный храм по проекту Бенуа замыкает перспективу главной улицы поселения и железнодорожной улицы. Это система трелучия в северной части Иваново-Вознесенска (ныне, к сожалению, в пространстве не читающаяся) с замыкающим ее древним храмом. Это крупный ансамбль больницы с партерным парком перед ней (ныне заросшим древесной растительностью) в Бонячках (Вичуге). Кроме этого решались вопросы ансамблей отрезков улиц, различных узлов и пр.

В 1920-е годы многие исторические промышленные города получают первые генеральные планы. В них предлагаются первые крупные общегородские градостроительные ансамбли, базирующиеся на регулярных композиционных схемах. Однако их воплощение в жизнь носило ограниченный характер. Воплощались в первую очередь не требующие большого сноса ансамбли крупных общественных комплексов и жилых образований (Политехнический институт, 1-й рабочий поселок, Соцгородок в Иваново-Вознесенске, Крутовской поселок в Орехово-Зуеве, рабочий поселок «Пролетарка» в Куровском и пр.). Также шло формирование новых ансамблей линейных пространств улиц отдельными, но крупными, иногда занимающими значительную часть квартала, зданиями (как, например, в Иваново-Вознесенске, Ногинске, Коврове, Кинешме).

Таким образом, в большинстве исторических промышленных городов историческая промышленно-селитебная застройка не получает четкой структурной планировочной и пространственной композиции на общегородском уровне, классицистические градостроительные ансамбли формируются иногда и лишь в пределах селитебных территорий, пространства промышленных зон и смежные с ними организуются достаточно стихийно, без структурных композиционных схем.

В то же время промышленные предприятия оказали огромное влияние на появление специфических приемов градостроительства, гражданского строительства и архитектуры. Это влияние и взаимодополнение в совокупности определило формирование характерной архитектурно-пространственной среды улиц, площадей и всего художественного образа исторических промышленных городов региона.

Комментарии запрещены.