Пространственная композиция

В исторических промышленных городах застройка складывалась путем первоначального формирования либо площадки промпредприятия, либо участков с многоэтажными казармами, кварталов типовой регулярной усадебной застройки, двухэтажных квартирных домов. Эти кварталы (и промышленные, и селитебные) зачастую не были элементами единой планировочной и пространственной композиции всего поселения, а «естественным образом сцеплялись друг с другом». Они формировались одновременно с улицами и площадями, одновременно с внутренней застройкой единым градостроительным актом. Так они явились «структурной единицей» застройки и градостроительной среды исторических промышленных городов региона.

Такой принцип формирования застройки рассматриваемых городов, предусматривавший существование частных градостроительных композиций в пределах квартала (или группы кварталов), не способствовал созданию и развитию общегородской планировочной и пространственно-композиционной системы.

Это особенно наглядно демонстрируют города, развивавшиеся по принципу объединения или включения в свой состав первоначально независимых поселений (Иваново-Вознесенск, Вичуга, Орехово-Зуево, Богородск, Павловский Посад), для которых характерна «полиядерность» планировочной и композиционной систем.

Проектирование промышленных объектов на достаточно протяженном отрезке времени велось в условиях отсутствия архитектурно-градостроительных регламентации для промышленной застройки и без привлечения архитекторов. Как следствие, промышленные комплексы редко были включены в систему пространственной среды улиц и площадей как ее логичные элементы. Они формировались по своим внутренним «целесообразностям», диктующимся в основном организацией производства, а примеры композиционного взаимодействия промышленной и селитебной застройки редки или случайны (как, например, фабрика БИМ в Иваново-Вознесенске, фабрика в Юже).

В то же время, будучи композиционно независимой, промышленная застройка все-таки главенствовала в архитектурном пространстве промышленных городов, формировала их специфический силуэт, объемную структурность пространства, цветовые массы и пятна. Появлявшиеся одна за другой красно-кирпичные фабрики постепенно создавали новый образ многих поселений Центрального района.

Предприятия доминировали среди окружающей деревянной застройки своим крупным масштабом, крупными членениями формы и своеобразным силуэтом, который формировался трубами, водонапорными башнями, технологическими блоками. Все это смотрелось в XIX веке как зачатки индустриального города — города новой эпохи.

Сравнительно большие размеры возникающих предприятий начинают активно влиять на планировочную и композиционную структуру города. На них падает большая роль в формировании значительных участков и узлов. Так, например, ансамбль одной из центральных площадей Иванова -пл. Пушкина — формируется корпусами Большой Ивановской мануфактуры, Раменского — корпусами Раменской мануфактуры, центральная улица Орехово-Зуева вообще проходит между производственными корпусами текстильного предприятия, «прокалывая» его территорию.

В Юже фабрика не только формирует пространство главной площади поселения; ее водонапорная башня замыкает перспективу главной улицы и является главной доминантой в силуэте застройки.

Мощным гребнем вырастали огромные корпуса фабрик по берегам рек и водоемов, придавая поселениям своеобразный колорит. В абсолютном большинстве случаев исторические промышленные предприятия в рассматриваемых городах располагались на берегах водоемов — естественных (рек) и искусственных (прудов). В зависимости от характера рельефа берегов производственный комплекс играл разные роли в формировании пространственной композиции застройки, ее силуэта. Так, при низких плоских берегах промышленный комплекс занимал в пространственной композиции обычно главенствующее положение (Родники, Орехово-Зуево, Раменское, Собинка, Вичуга и т.п.). При территории, имеющей значительный перепад высот между поймой реки и основными городскими территориями, промышленный комплекс, располагавшийся на берегу, принимал участие в формировании пространств набережной, а пространства и силуэт застройки, располагавшейся на высоких отметках, преимущественно формировались комплексами и доминантами гражданского характера (Кинешма, Иваново-Вознесенск, Фурманов, Тейково и т.п.). Фабричные корпуса, располагавшиеся на низких отметках рельефа, непосредственно на берегу реки, противостояли возвышавшимся на высотных отметках ансамблям храмовых комплексов и монастырей, крупных общественных зданий. Соперничество краснокирпичных кубов и цилиндров и сложных форм храмов, колоколен и луковичных глав рождало неповторимое своеобразие, нехарактерное для древних городов, лишенных крупной промышленности в самом центре.

Вот как описывает Иваново-Вознесенск второй половины XIX века общественный деятель города и фабрикант Я.П.Гарелин: «С северо-востока взору посетителя представляется прекраснейшая картина: на первом плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик; за ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов. Вид с западной стороны, от Дмитровской слободы еще эффектнее — широкой дугой, обращенной к зрителю, раскинулся город, поднимаясь высоко множеством фабричных труб, так что отсюда можно составить понятие об Иваново-Вознесенске как о фабричном городе».

Вместе с тем, несмотря на значимость промышленной застройки, по упомянутым выше причинам к концу XIX века (а по большому счету и вплоть до 1960-х годов) она, за редким исключением, еще не рассматривалась как композиционно значимый элемент в организации не только общегородских пространств, но даже и прилежащих территорий.

В то же время к первым годам советской власти относятся некоторые примеры строительства промышленных предприятий по единому архитектурно-планировочному и функциональному замыслу. Одним из ярких примеров может служить меланжевый комбинат в Куровском, а особенно меланжевый комбинат в Иваново-Вознесенске (постройки 1927-1929 годов). В его проектном варианте достаточно четко читается планировочная и пространственная симметрия комплекса относительно его продольной оси, а также четкое деление на две группы корпусов, соответствующих основным подпроизводствам — прядильному и ткацко-отделочному. Здесь, на Меланжевом комбинате, строившемся по законченному технологическому и архитектурному проекту, впервые на текстильных предприятиях страны была сформирована законченная пространственная композиция комплекса. Ее формирование явилось важной предпосылкой создания цельных градостроительных ансамблей стыковых зон.

Читайте также: