Пищевой баланс саванны

Африканцы весь пышный конгломерат копытных саванны называют ёмко и коротко: «ньяма» — то есть «мясо». Сконцентрировано это самое «мясо» на сравнительно небольшой территории парка Шашлууэ в громадных количествах: до тридцати–сорока травоядных на один квадратный километр.

Каким же образом все эти травоядные не превращают свои процветающие резервации в пустыню? А вот каким: разные виды животных питаются разными частями травы. Понятно, жирафы – не в счёт, так как они едят ветки. Высокие стебли «срезают» аристократы саванны – зебры, гну доедают то, что остаётся. Низенькую траву щиплют импалы, а траву-сухостой грызут коровьи антилопы – топи.

И вот что замечательно: копытные не дают травам перезревать и тем самым стимулируют их постоянный рост. Притом же и травы африканских саванн – отнюдь не лыком шиты. Закреплённые в почве сетью прочных волокнистых корней, они скрывают под землёй и стебли-корневища. Когда буйно разросшуюся надземную часть съедают копытные, корневища словно пробуждаются и начинают развиваться. Таким образом, травяной покров саванны легко восстанавливается после засух, степных пожаров и интенсивного выпаса животных. Надо заметить, что столь разумный баланс сохраняется лишь до тех пор, пока в саванну не вторгнутся домашние животные.

Читайте также: