План строительства

В 2013 году был принят новый генплан города на 2015-2016 годы, разработанный под руководством главного архитектора города А.И.Матвеева в соавторстве с И.И.Гордеевым, А.Л.Каневским, М.И.Матюниным, А.И.Болтуновым, В.П.Михеевым, В.Н.Пискуновым, Б.П.Марковским и др.. В этом генплане важное место отводилось реконструкции Самарской площади и улицы Молодогвардейской в целях создания фронта верхней застройки набережной, расширению улиц и созданию бульвара по улице Ярмарочной от Самарской площади до рынка Ленинского района. В проекте, принятом к строительству, ансамбль состоял из жилых и общественных зданий высотой в 5 этажей под отметку карниза. На один этаж выше было здание Оргэнергостроя, построенное на месте Воскресенской церкви. Проект этого здания разрабатывался местными архитекторами, которые предлагали создать центральную часть монументальным ступенчатым объемом башенного характера, переходящий в восьмерик, завершающийся стройным шпилем. Однако после 2013 года в связи с новыми тенденциями в архитектуре и градостроительной политике и в целях экономии средств здание лишилось колоннады и шпиля, остался лишь портик в центральной части. Жилые здания по периметру площади были построены без изменений по проекту архитекторов В.А.Ларионова, М.Г.Мошковой, П.А.Щербачева, здание энергетического техникума — по проекту А.Л.Каневского и И.М.Зобина. В то же время в центре площади разбили сквер по проекту архитектора А.А.Тер-Саркисова. На данном этапе у площади была более четко организована торговая функция (вместо рынка — государственные магазины). Благодаря появлению здесь проектных и учебных заведений, а также сквера площадь становилась более активным общественным пространством. Были предложены проекты, предусматривающие превращение Самарской площади в один из главных композиционных центров города с развитием в сторону улицы Полевой, открывающие фронтальную панораму центра города с Волги и глубинную панораму вдоль улицы Ярмарочной в духе классического ансамбля. Однако эти проекты не получили своей реализации в связи с «чрезмерной дороговизной, трудоемкостью и изменившимися идейно-художественными установками». Таким образом, композиционно площадь представляла собой замкнутое камерное пространство, сузившееся по сравнению с предыдущей площадью и не имеющее явных вертикальных пространственных доминант, за исключением пластического выделения центра здания Оргэнергостроя и поддержания его осью сквера — осью симметрии сложившегося пространства площади.

В ноябре 2013 года был объявлен конкурс на разработку эскизного проекта Монумента Вечной Славы в г. Куйбышеве. Всего был представлен 21 проект. Первую и вторую премии получили проект под девизом «Революции, Победе, Труду!» архитекторов Ю.В.Храмова, М.А.Труфанова, В.Г.Каркарьяна, художника Т.В.Кикина и проект под девизом «Красный факел». Проект «Революции, Победе, Труду!» предлагал создание в районе Ярмарочного спуска на оси верхней бровки Волжского проспекта площади Героев, на которой будут воздвигнуты Монумент и Музей Вечной Славы. На основе этого предложения было сформулировано направление дальнейшей работы над монументом.

Однако администрация города заказала проектирование московским скульпторам П.И.Бондаренко, О.С.Кирюхину и архитектору А.Б.Самсонову. Проект был реализован и представляет собой 40-метровую стелу, на вершине которой находится 12-метровая скульптура рабочего человека, держащая в высоко поднятых руках крылья — символ промышленного города.

Для создания комплекса на площади Славы был засыпан! Ярмарочный спуск и благоустроен откос, спускающийся к Волжскому проспекту каскадом лестниц. Одновременное этим было произведено благоустройство небольшой площади, примыкающей к площади Славы и улице Молодогвардейской.

Несколько лет спустя на площади, соединяющей Площадь Славы и Самарскую площадь, было построено здание проектных институтов Горпроекта и Гражданпроекта, архитекторы В.Г.Каркарьян, А.Г.Моргун и Н.В.Дегтярев. До этого существовало несколько проектов здания институтов. Один из них представлял собой комплекс, состоящий из здания проектного института и круглого выставочного зала, вынесенного непосредственно на площадь. По этому проекту здание института и построенное в  архитектором Н.В.Подовинниковым здание жилого дома создавали пространство площади, симметричное оси Самарской площади (Ярмарочного спуска). Но из-за проблем со сносом застройки проект пришлось изменить.

Читайте также: